Мэрин
Племянница менестреля

Среди злых духов, вредящих людям, существовали поверья о сёстрах-болезнях. Их общее название было Лихорадки, реже - Трясавицы.
Название "лихорадки" предположительно происходит от слов "лихо" - беда, несчастье и "радеть" - стараться, заботиться. То есть заботящиеся о беде.
Представляли их обычно злыми, безобразными девами, заморенными болезнями, чахлыми и анорексичными, ощущающими постоянный голод. Они носили длинные белые одежды без пояса и длинные распущенные волосы. Часто они были слепы и безруки.
Во многих заговорах их называют дочерьми Иродовыми, что наводит на мысли о том, что они появились в фольклоре уже после принятия христианства (как и многие другие мифологические персонажи). Например, это можно увидеть в тексте древнерусского заговора, приводимого А.Н. Афанасьевым в книге "Поэтические воззрения славян на природу":
"При море чёрном стоит столп, на том столпе камень, на том камне сидит святый отец Сисиний и зрит на море чёрное. И возмутилось море до облаков, и вышли из моря двенадцать жён простоволосых, окаянное дьявольское видение. И вопросил их святый отец Сисиний, что есть злые жёны зверообразны? Они же отвечали ему: мы - окаянные трясавицы, дщери Ирода, снявшего с Иоанна Предтечи главу. Вопросил святый отец Сисиний: почто пришли? - Идём в землю святорусскую род человеческий мучать - тело повреждать, кости ломать, в гроб вгонять; аще кто зло творит, опивается, объедается, обедни и заутрени просыпает, Богу не молится, тех мучим разными муками...
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, окаянные трясавицы! Заклинаю вас святым отцом Сисинием, Михаилом-архангелом и четырьмя евангелистами: побегите от раба божия (имярек) за три дня, за три поприща; аще не побежите от раба божия, то призову на вас великого апостола Сисиния, Михаила-архангела и четырёх евангелистов Луку, Марка, Матфея, Иоанна, и начнут вас мучить, дадут вам по триста ран на день"
.[7]
Количество сестёр лихорадок зависит от территории. Их может быть 3, 7, 9, 12, 77, 99. Имя каждой из сестёр обозначает какую-либо болезнь. При этом самая старшая из них обычно олицетворяет смерть.
В поверьях наиболее распространены 12 лихорадок. Вот один из вариантов их имён:
Трясея - насылает болезнь, при которой трясёт;
Огнея - насылает внутренний жар;
Ледея или Озноба - вызывает озноб;
Гнетея - любит ложиться на рёбра и давить;
Грынуша или Грудея - вызывает хрипоту и кашель;
Ломея или Костоломка - вызывает ломоту в костях;
Глухея - закладывает уши;
Пухнея - от неё человек пухнет;
Желтея - кожа человека желтеет;
Коркуша или Корчея - вызывает судороги;
Глядея - насылает бессонницу;
Огнеястра или Невея - самая старшая из сестёр, приносит смерть.[2]
В заговорах часто упоминаются 12 и 77 сестёр лихорадок. При этом их стараются называть иносказательно: тётушка, кума, свояченица и т.д., или ласково, боясь назвать по имени и таким образом призвать на себя болезнь, или назвать грубо и обидеть.
В зависимости от местности, лихорадки живут или в пекле, или в водоёмах.
Те, что живут в пекле в одних поверьях обитают там, пока их не выгоняют из дома 15 января (или 2го по старому стилю) Мороз или Зима вместе с другой нечистью. Тогда обиженные лихорадки начинают искать приют в избах, где тепло и сухо, и находят "виноватых" - срывают злость на обычных людях, которые заболевают от соприкосновения с ними.
В других поверьях, они прикованы в пекле цепями, и время от времени вырываются на волю, чтобы заразить как можно больше людей, и бесятся так, пока их не прикуют обратно.
В третьих на цепи и железном стуле сидит только старшая из сестёр. Она же подстрекает остальных выбираться на землю и заражать людей болезнями. Временами она сама освобождается, и тогда любой человек, которого коснётся старшая, умирает.
Лихорадки, обитающие в водоёмах, более активные. Их не держат оковы, разве что лёд зимой. Эти девушки очень жаждут общения с людьми, пробуют заводить романтические отношения, часто сразу с несколькими. Тех, в кого они влюбляются, девушки целуют в губы. У поцелованного появляется герпес, и про такого человека говорят "его поцеловала лихорадка/лихоманка".
Кроме того лихорадки выходили в тёмное время на улицу и окликали людей по именам, кто отзывался - заболевал. Иногда они оборачивались соринками или мухами и попадали через еду внутрь человека. Распознать их в таком облике было чрезвычайно трудно, а кому удавалось, должен был бросить в печь, тогда лихорадка сгорит, или повесить в яичной скорлупе в трубе - тогда лихорадка будет долго мучиться.
Для избавления от лихорадок существовало великое множество ритуалов. Одни из них проводились священнослужителями, другие знахарями, третьи могли провести родственники больных или сами больные.
Самой распространенной защитой от них считался сушёный змеиный выползок, зашитый в воротник или манжету. Его предписывалось носить всё время, не снимая даже в бане. Другой вариант: 15 января на заре втайне от мужчин (чтобы не сглазили) бабушки-повитухи приходили во двор со специальным снадобьем. Их встречала с хлебом-солью старшая из женщин. Вместе они шли к дому, где бабушка, не входя в избу, обмывала снадобьем притолок, а после вытирала его чистым полотенцем. Обряд заканчивался вручением бабушке угощения и подарков. Считалось, что после этого лихорадки целый год не смогут преступить порог избы. Если же кто-то заболевал, считали, что лихорадка успела зайти раньше бабушки.
Если человек всё же заболевал, в ход применялись самые разнообразные средства для лечения. Пытались заговорами перекинуть болезни на животных или растения. Относили 12 пирожков в лес или на перекрёсток, где оставляли в чистой салфетке со словами: "Вот вам, двенадцать сестёр, хлеб-соль, полноте меня мучить и отстаньте от меня". Брали горсть пшена и, стоя спиной к реке, говорили: "Лихорадки, вас 77, нате вам всем", после чего бросали пшено в реку и уходили, не оборачиваясь.

Иногда на дверях дома писали, что больного там нет, думая, что лихорадки прочитают и уберутся восвояси, поверив надписи.
В некоторых губерниях знахари писали волшебные слова на корках, бумажках, и или давали их съесть больному - по одной в день, или вешали на шею. Часто больному не дозволялось знать, что именно написано на листочках. Это могло сорвать всё лечение.
Основными используемыми фразами были:
1. Азия, Озия, Елозия;
2. Пикус, Пакус, Лапакус (или Апакус);
3. Абракадабра
4. Сатор, Арепо, Тенет, Опера, Ротас.[5]
Писались они как кириллицей, так и на латыни, так и "каббалистическими" символами.
Чтобы заранее защититься от лихорадок, помимо магических фраз использовали разные хитрости. Вроде как придя от больного притвориться больным, чтобы пришедшие лихорадки решили здесь им делать нечего. Так же с середины марта, когда день становился больше, люди старались ложиться позже, считая, что те, кто слишком много спит, наспят себе лихорадку.
Все принимаемые меры предосторожности и ритуалы помогали не всегда. Когда человек не выживал, считали что его обняла Невея, и помощь в таком случае была бессильна.
Думаю, каждый из нас встречался хоть с одной лихорадкой. :) Мои фавориты Корчея, Костоломка, Озноба и какая-нибудь Носея.

Использованная литература:
1. В.В. Адамчик "Словарь славянской мифологии";
2. К. Королёв "Энциклопедия сверхъестественных существ";
3. Словарь всемирной мифологии;
4. В. Артёмов "Мифы и предания славян";
5. Энциклопедия суеверий;
6. Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев "Русские легенды и предания";
7. А.Н. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу. Том 3"

Иллюстрации:
1. Википедия: Трясавицы со св. Сисинием, четырьмя евангелистами и архангелом Михаилом. Лубок.
2. Н. Антипова. Лихорадка

@темы: Трясавицы, Нечисть, Лихорадки