20:49 

Купала

Мэрин
Племянница менестреля

Купала один из тех персонажей, кто появился благодаря случайности.
Имя Купала сродни "купидону" - обозначает кипение, вскипание, ярость. Его связывают с солнечным светом, огнём, избыточной жизненной энергией.
Представляют Купалу в виде юноши с кудрявыми волосами и кучерявой бородой. Его считают сыном бога огня Симаргла и богини ночи Купальницы, а так же братом-близнецом Костромы.

В древности божества и мифологического персонажа Купалы не существовало. Впервые он появляется в песнях, посвящённых празднику Летнего солнцестояния - времени наивысшего развития творческих сил природы. Вполне вероятно, что именно в этих песнях впервые упоминалась легенда о брате и сестре - Купале и Костроме, которая добралась до наших дней в изменённом виде. Легенда повествует, что через 9 месяцев после Осеннего Равноденствия у богини ночи Купальницы от бога огня Симаргла родились близнецы, названные Купала и Кострома. Брат и сестра вместе гуляли, росли. Мать им строго настрого запретила в день их рождения ходить слушать птицу Сирин. Дети оказались непослушными и отправились в волшебный сад послушать пение. Голос птицы очаровал их, и Сирин, воспользовавшись этим, утащила Купалу далеко в Навь, оставив Кострому одну. Прошло много лет. Кострома выросла и стала девушкой. Гуляла она по полю и сплела венок. Настроение у Костромы было весёлое, и поспорила она с ветром, что тот не скинет с неё венок и не выйдет Кострома никогда замуж. Ветер рассердился и бросил венок в воду. Его подобрал проплывавший мимо юноша. Согласно обычаям, юноша и девушка поженились. После свадьбы оказалось, что юноша и есть пропавший брат Купала. От горя брат бросился в огонь, а сестра - топиться. Умершая Кострома превратилась в Мавку. Над ними сжалилась одна из богинь и превратила брата и сестру в цветок Купала-да-Мавка, позднее ставший Иваном-да-Марьей.

Помимо песен на празднике Летнего Солнцестояния совершали специальные ритуалы для привлечения благополучия и урожая. Обязательно плели венки или пояса из травы и цветов, разжигали огромные костры. Сооружали соломенную или тряпичную куклу, которую в конце праздника топили или сжигали - совершали ритуалы в честь близнецов. Делали деревце, которое каждый украшал травой и цветами. Молодёжь прыгала в эту ночь через костёр и водила хороводы, надеясь на хороший урожай. Исполняли ритуальные песни и катали колёса-солнца, которые символизировали поворот Солнца на зиму. Обязательно встречали рассвет.
День Летнего солнцестояния считался одним из дней, когда нечистая сила гуляла особенно сильно. Поэтому люди старались как можно больше шуметь и проказничать. С одной стороны это отпугивало настоящую нечисть, а с другой сообщало ей - здесь уже поработали, больше данное место не трогать, что могли - разгромили, всё "вкусное" растащили.

Делалось это примерно так. Молодые парни собирались большими группами. Затаскивали брёвна на крыши, затыкали печи тряпками и иными подручными средствами, снимали чужие ворота с петель и перегораживали пути телегами. Чаще всего эти проказы творились перед домой нравящейся девушки и считались своеобразным ухаживанием.
Учёные люди в эту ночь ходили собирать лечебные травы, а самые безрассудные пытались поймать цветок папоротника, который должен быть расцвести именно в эту ночь.

Со временем Купала довольно прочно начался ассоциироваться с Летним Солнцестоянием, так что в 17 веке в Густинской летописи его превращают в божество: "Сему Купалу, бесу, ещё и доныне о некоторым странам безумные память совершают, начиная июня 23 дня, под вечер Рождества Иоанна Претечи, даже до жатвы и далее..."
Позднее слово Купала стало обозначать только купание и крещение - первый его смысл стал забываться, а сам праздник совместили с Рождеством Ионна Претечи и начали называть Иваном Купалой. После перевода календаря на новый стиль, празднование Ивана Купалы сместили на 6-7 июля.

Использованная литература:
1. Адамчик В.В. "Словарь славянской мифологии"
2. Левскиевская Е. "Мифы восточных славян"
3. Артёмов В. "Мифы и предания славян"
4. Иванов В.В. и Топоров В.Н. "Купала" - "Мифологическая энциклопедия"

Иллюстрации:
1. Купала
2. А.А. Шишкин "Купало и Кострома"
3. А.А. Шишкин "На Купалу"
4. Соколов И. "Ночь на Ивана Купалу"
5. Нонна Кукель "Кстрома и Купала"

@темы: Боги, Купала

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Заповедный лес

главная