Мэрин
Племянница менестреля

Кострому относят к сезонным мифологическим персонажам. Она воплощает собой весну и плодородие. Имя Костромы происходит от слова "костра", которое на некоторых восточнославянских диалектах означает "солому для сжигания", "остатки культурных растений после их обработки", "жёсткие части растений", "не пригодные для употребления растения и их части".
Представляют Кострому как юную девушку в длинном белом платье с дубовой ветвью в руках.
Она является дочерью богини Купальницы и бога Семаргла, сестрой-близнецом Купалы.
С Костромой связывают две легенды.
По одной, Кострома ежегодно воскресает и умирает для того, чтобы урожай был богатым. Точная дата её воскрешения не известна, вероятно - конец зимы, начало весны. Похороны ей устраивают на "макушке лета" где-то 22-29 июня.

Согласно легенде, в это время Кострома вместе с другими богами веселиться на празднике, и отравляется вином. Её тут же забирает Кащей Бессмертный в своё царство. Следом на её поиски отправляется Ярило, чьи "похороны" устраивают несколькими днями позже. Ярило находит смерть Кащееву и возвращается вместе со своей любовью обратно в мир живых, в котором вновь наступает весна. Кострома живёт и радуется до "макушки лета" и дальше снова попадает в Кащеево царство.
"Похороны" Костроме устраивают пышные. Девушки изготавливают из соломы куклу в виде женщины, наряжали её в белое платье, украшали зелёными травами, цветами и обязательно - дубовой веточкой. В некоторых губерниях роль Костромы исполняли переодетые мужчины или реже женщины.
В день праздника Кострому сажали на носилки и несли сначала по селу, а потом к реке, в поле или в лес. Процессию сопровождали мнимые плакальщицы и "поп" с "кадилом" - лаптем или камнем. Это должно было сымитировать похороны Костромы. Когда добирались на место, чучело раздевали и бросали в воду или сжигали, или оставляли в поле, реже - закапывали. Если Кострому изображал реальный человек - ссаживали с носилок и оставляли в лесу под деревьями. Дальше всю ночь веселились и праздновали, надеясь таким образом привлечь плодородие и получить богатый урожай.
Из игр устраивали "салки". Дети становились в круг. В его центр ложилась "Кострома", рядом с ней становилась "мать". "Мать" общалась с детьми, велись разговоры о здоровье Костромы, постепенно переходящие к вопросам о смерти. Когда в разговорах она умирала, дети приближались, чтобы похоронить, Кострома резко вскакивала и пыталась поймать и осалить.
Другая игра была у более старших детей и взрослых. Участники брали сырьё и постепенно превращали его в кусок полотна, показывая все этапы, как только появлялось полотно, игрок-"Кострома" умирал, а после снова вскакивал и начинал танцевать.

Вторая легенда о Костроме была связана с её братом Купалой. Близнецов в детстве разлучала птица Сирин. Повзрослев, они встречались, Купала ловил венок Костромы - что означало, юноша должен жениться на этой девушки. После свадьбы боги открывали им тайну рождения. От горя Кострома топилась, превращаясь в мавку, а Купала сгорал в костре. Позднее боги превращали брата и сестру в цветок Купала-и-Мавка, дошедший до наших дней под именем Ивана-да-Марьи.

Иногда Костромой запугивали непослушных детей, говоря, что она заберёт их с собой в путешествие в царство мёртвых, если они будут себя плохо вести.


Использованная литература:
1. Адамчик В.В. "Словарь славянской мифологии"
2. Артёмов В. "Славянская энциклопедия"
3. Энциклопедия "Славянская мифология"
4. Королёв К. "Энциклопедия сверхъестественных существ"

Иллюстрации:
1. Светлана Беловодова "Кострома"
2. Нонна Кукель "Кстрома и Купала"
3. А.А. Шишкин "Купало и Кострома"
4. Тамара Шеварёва "Иван-Да-Марья"

@темы: Кострома, Боги