19:42 

Волкодлак

Мэрин
Племянница менестреля

Волкодлаком славяне называют человека обращающегося в волка или реже волка, умеющего обращаться в других животных, но тоже когда бывшего человеком.
Происхождение наименования неизвестно. Наиболее часто предполагают, что происходит от двух слов «волк» и «длака» - шерсть. Вроде как люди, оборачивающиеся волком, имеют на загривке от рождения густую шерсть.
Обращённые волки внешне похожи на обычных, но у них слишком разумный взгляд. Под шкурой у них человеческая одежда и тело. Ещё добавляют, что колени у таких волков, в отличие от обычных, направлены вперёд.

Это надо отдельно прокомментировать. Не знаю, откуда взялись такие мысли, и где таких мутантов видели, но у волков, собак, кошек и других животных колени направлены вперёд. На фоне общего строения и густой шерсти, они могут быть не так заметны, но они есть и направлены вперед. А то, что люди считали коленями назад – это предплюсна, если говорить о задних лапах. Ниже запястье, заканчивающееся подушечками. Если провести не совсем корректную параллель, можно сказать, что они ходят на мысках. Передние лапы можно сравнить с руками – у нас локоть смотрит назад, и у них туда же. Так что оборотившийся волком вряд ли отличался внешним обликом от диких сородичей.
Волкодлаки, вероятно, произошли с давних времён, когда были тотемные покровители и их служители. В древних историях упоминаются волки-герои, которые оборачивались в зверей для разведки или борьбы с врагами. К таким, например, относят Волха Всеславича, древнего богатыря и защитника Руси.

Позднее образ волкодлака стал изменяться в худшую сторону, как это произошло и с другими мифологическими образами после принятия христианства. Кроме того, произошло разделение на колдуна-оборотня и проклятого человека.
Колдуны обращались в волков по своей прихоти, используя для этого специальные предметы. Колдуну надо было перековырнуться через пень с воткнутым в него остриём вверх ножом (и не пораниться!). Другой вариант воткнуть в землю осиновый кол или 12 ножей, конечно, все остриями вверх. Для обратного обращения надо повторить всё в обратном порядке. Но если кто-то вытащит нож, то всё, волк сменить ипостась самостоятельно уже не сможет. Или надо ждать, когда другой человек расколдует или оставаться зверем до конца дней, питаясь растениями или воруя у пастухов и путешественников жареное или варёное мясо. Сырое есть нельзя – иначе человеком уже не стать. Поэтому перед обращением опытные волкодлаки заговаривали свои инструменты.
В женщины могли обратиться волком не только с помощью ножей и колов, но и перековырнувшись через коромысло.
Существует версия, что обращение в волка начинается с рук, они превращаются в лапы, и дальше по нарастающей. В конце обращения издаётся вой, свидетельствующий о завершении процесса.
Есть две версии о разуме после обращения. По одной оборотень становится настоящим зверем, и может нападать на людей, животных, совершенно не помнит иную жизнь. По другой разум всё же сохраняется, и волк может вредить уже намеренно, удерживать себя от потребления сырого мяса и человечины.
«Жили муж и жена. Хорошо жили, только муж временами исчезал, ничего не говоря своей жене. Поехали они однажды сгребать сено. Вот работали, работали. Наступил полдень. Муж и говорит жене:
— Я должен отлучиться ненадолго. А ты залезай на копну и возьми в руки кнут. Если на тебя вдруг нападет волк, бей его этим кнутом.
Сказал муж и ушел в ближайшую рощу, а жена залезла на копну, взяла в руки кнут и стала ждать мужа. Прошло несколько минут, вдруг из рощи, где только что скрылся ее муж, выбежал волк и набросился на женщину. Она его бьет кнутом, а он схватил ее за платье зубами и тянет с копны. Еле-еле она отбилась. Убежал волк назад в рощу. Посмотрела женщина — а у нее кусок подола вырван. Через какое-то время возвратился ее муж. Она ему стала рассказывать, как на нее волк нападал, как она от него кнутом отбивалась и как он вырвал и нее кусок платья. Муж ничего не сказал, догребли они сено, погрузили на телегу и поехали домой. А вечером, за ужином, муж начал ей что-то смешное рассказывать и рассмеялся, она посмотрела — а у него между зубов застрял кусочек от ее платья. Тогда она и поняла, кто был этим волком». [2]
Ненамеренно стать волком можно двумя способами – проклятье или случайные действия. В обоих случаях для возвращения к обычному состоянию требуется помощь колдунов.
Случайно или по незнанию можно обратиться, если:
- съесть мозг волка или его жареное мясо;
- при укусе оборотня;
- выпить воды из волчьего следа или водоёма, где пьёт воду волчья стая;
- надеть волчью шкуру;
- самый непредсказуемый – рождение в канун Рождества.
Проклятье на человека могут наложить как колдуны, так и простые люди. Существует вид проклятий «по ветру», самые действенные из которых срываются с губ матерей.

Колдуны же используют заговоры, травы, пояса под порогом и на людях. Чаще всего действие проклятия длится семь лет, но в случае смерти колдуна срок может либо сократиться, либо наоборот стать бессрочным. При заговорах «на поясе» длительность проклятья – пока пояс не истлеет.
С помощью последних особенно активно обращали свадьбы и свадебные поезда. Заговорённый пояс клался колдуном под порог, тогда каждый его преступивший становился волком. Или с помощью заклинания людям отводились глаза и надевались пояса.
Свадебный поезд же могут заколдовать, пустив травы по ветру, и подложив заговорённую вещь перед ним.
Обращённые свадьбы зачастую бегают по лесам со свадебными ленточками, держатся ближе к жилью и воют по ночам на свою горькую судьбу.
Один из способов обращения обратно при проклятии – накинуть на обращённого кафтан или накормить освящённой пищей или водой. Но перед этим необходимо опознать человека среди волков.
Считают, что умерший оборотень или колдун после смерти становятся живыми мертвецами, урдалаками. Некоторые так же имеют способность обращаться в волков. Их А.С.Пушкин первым назвал вурдалаками. Чтобы мёртвый оборотень не беспокоил людей, ему закрывают рот двумя серебряными монетами и подрезают сухожилия на ногах. Иногда закапывают лицом в земле, чтобы очнувшись, урдалак сам себя закапывал глубже в землю.
Если же вурдалак начинает людей беспокоить, с помощью молодого жеребца находят его могилу. Выкапывают, вбивают осиновый кол, а после всё сжигают и аккуратно захоранивают.
Отдельно выделяют психическое заболевание - ликантропию, при котором люди считают, что обращаются в волков, бегают на воле. Это встречается намного чаще, чем реальные оборотни. Ещё есть заболевание при котором окружающие начинают казаться оборотившимися. Вполне возможно, что именно такие заболевания в древности дали развитие мифам о волкодлаках. А может и наоборот.

Использованная литература:
1. В. В. Адамчик «Словарь славянской мифологии»
2. Словарь всемирной мифологии
3. Е. Левкиевская «Мифы восточных славян»
4. В. Артёмов «Мифы и предания славян»
4. В.В. Иванов, В.Н. Топоров «Мифологический словарь»

Иллюстрации:
1. http://img-fotki.yandex.ru/get/9797/9962662.26a/0_90a33_922b29c3_XL.jpg
2. http://vh160474.hostline.su/data/images/wysiwyg/images/1323761925_a1.jpg
3. http://sf.co.ua/12/10/wallpaper-2305994.jpg
4. http://rodobozhie.ru/_ph/6/516320342.jpg

@темы: Волкодлак, Нечисть, Оборотень

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Заповедный лес

главная