Мэрин
Племянница менестреля

Берегиня является одним из древних персонажей наряду с Домовым. С течением времени её образ претерпел большие изменения. Рассмотрим какие.
По версии одних исследователей, слово «берегиня» некогда имело значение «земля». По другим, имя её этимологически приближено к Перуну и старославянскому слову «пръгыня» – «холм, прокрытый лесом». Так или иначе, но упоминания о берегинях встречаются с самых давних пор.

С самого начала Берегиней называли великую богиню, прародительницей всего сущего наряду с Родом. Другими её именами были – Рожаница, Житная Баба, Земля, Лада. Богиню всегда сопровождали «светозарные всадники», олицетворяющие солнце. Временем Берегини было время всходов, когда ей приносили «требы» и просили о хорошем урожае и защите от ненастья. Местами, куда клали требы, были холмы или высокие берега рек.

Со временем славяне начали верить, что Берегиня не одна, а их множество живёт в лесах возле берёз. Именно это дерево особенно почиталось в древних языческих праздниках «русалиях», которые проводили первоначально в честь берегинь.

В то время считалось, что берегини, длинноволосые красавицы, обитающие среди посевов, деревьев и возле воды, оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, спасают маленьких детей, по недосмотру падающих в воду. Кроме того, хорошим людям берегини подсказывали места бродов и помогали в целости добраться до берега.
Позднее образ берегини ещё трансформировался. Ими начали представлять просватанных невест, умерших до свадьбы – покончивших с собой или убитых. Тогда же образ берегини начинает всё теснее переплетаться с образом русалки, которые на Руси чаще всего имели две ноги. Характер берегинь уже начинает принимать двоякий облик. С одной стороны, они продолжают считаться добрыми хранительницами, с другой встреча с ними, особенно для молодых парней губительна.
Умершие невесты считают каждого парня не состоявшимся мужем, завлекают в свои игры красотой и доводят до смерти. Особенно в этом преуспевают девушки, умершие из-за измены жениха.

Встреча с такой берегиней весьма опасна, но и появляться в этом мире они начинают уже реже. Как только начинается цветение ржи, берегини появляются с того света: из-под земли, спускаются с небес по берёзам, выныривают из рек и озёр. Всё время до Ивана Купалы они играют и веселятся между цветущим полем, деревьями и водоёмом. Качаются на ветвях, куда заманивают прохожих, чешут длинные зелёные волосы, любуются своим отражением в тёмных озёрных водах, плетут венки и водят хороводы в поле. Люди в это время опасаются в одиночку ходить в лес или забредать туда ночью.
После недели плясок и игр, берегини возвращаются в свой мир, откуда продолжают следить за этим. Люди устраивают им большие проводы на Ивана Купалу: жгли костры, плели венки, пели песни, водили хороводы.

Со временем образ берегини всё больше и больше укоренялся с водой. Даже появилось поверье, что берегиня – олицетворение водоёма, в котором она живёт. В чистой воде обитает добрая и приветливая, помогающая людям, в грязной – озлобленная и коварная. Когда же какое-нибудь озеро превращается в болото, берегиня либо погибает, либо становится болотницей.

Использованная литература:
1. В.В. Адамчик «Словарь славянской мифологии»
2. В. Артёмов «Славянская энциклопедия»
3. Е.В. Мелетинский «Мифологический словарь»

Иллюстрации:
1. Галерея Виктора Королькова
2. Богиня Берегиня
3,4. Нона Кукель (Nona Kukel) Славянская Мифология
5. Галерея Александра Борисовича Угланова
Художник Николай Фомин

@темы: Берегиня, Боги, Хранители