Мэрин
Племянница менестреля

В славянской мифологии анчуткой называют бесов. Предполагается, что это есть древнее название чёрта. Называют его Анчут, Анчутик, Беспалый, Беспятый, Анчутки, но по имени обращаться побаиваются – как бы не объявился.
Точная информация о происхождении имени отсутствует, есть версия, что оно происходит от литовского слова «Anciute», переводимого на русский как маленькая утка.
В зависимости от регионов место обитания анчуток меняется. На юге России это водяной чёрт, в Орловской и Тамбовской губерниях – домовой, в Калужской аналог лешего, в Смоленске им запугивают детей, которые болтают ногами, сидя за столом. В иных областях его считают обитателем поля, предполагая, что в каждом культивированном ростке живёт свой чёртик и носит название данной культуры, например овсяник, лённик. Чтобы он не злился, несколько снопов оставляют не тронутыми, иначе будущий год станет не урожайным.

Есть и банные анчутки, являющиеся детьми банника и мужьями кикимор. В отдельных областях встречаются воздушные чёртики.
В зависимости от места обитания различают характер и облик беспятых духов.
Болотные анчутки низенькие, толстые с брюшком и свиным пятачком и гусиными стопами. Ноги у них без пяток. Полевые анчутки выглядят как низенькие и маленькие женщины и мужчины. Банные – небольшие, толстые, мохнатые и лысой головой. Все виды анчуток быстро передвигаются или летают.
Болотные черти являются помощниками Водяного или Болотника. Из всех видов анчуток это самые свирепые и противные. Они хватают пловцов за ноги и тащат на дно. Человек в этот момент чувствует, как ногу сводит судорогой. Чтобы беспалый не утащил, необходимо купаться с булавочкой – нечисть жутко боится металла.
Полевые черти пугают людей во время работ или могут погубить урожай, если во время сбора предыдущего им забыли оставить небольшой кусок и скосили всё. Поэтому старались оставлять как колосья, так и траву и ботву.
Банные черти любят пугать парящихся людей, они стонут, ноют во время процедур. На девушек могут дурно влиять, так что те становятся бесноватыми, выбегают из бани голышом, танцуют, хрюкают катаются друг на друге, короче всячески олицетворяют представления людей о ведьминских шабашах.
«Всякой бане есть свой баенник. Не поладишь — кричит по-павлиньи. У баенника есть дети — банные анчутки: сами маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы. Душа, девка бесстрашная, пошла ночью в баню. - Я, — говорит, — в бане за ночь рубашку сошью и назад ворочусь. В бане поставила она углей корчагу, а то шить ей не видно. Наскоро сметывает рубашку, от огоньков ей видно. К полуночи близко анчутки и вышли. Смотрит. А они маленькие, черненькие, у корчаги уголья — у! — раздувают. И бегают, и бегают. А Душа шьет себе, ничего не боится. Побоишься! Бегали, бегали, кругом обступили да гвоздики ей в подол и ну вколачивать. Гвоздик вколотит: - Так. Не уйдешь! Другой вколотит: - Так. Не уйдешь! - Наша, — шепчут ей, — Душа наша, не уйдешь! И видит Душа, что и вправду не уйти, не встать ей теперь, весь подол к полу прибит, да догадлива девка, начала с себя помаленьку рубаху спускать с сарафаном. А как спустила всю, да вон из бани с шитой рубахой, и уж тут у порога так в снег и грохнулась. Что и говорить, любят анчутки проказить, а уж над девкой подыграть им всегда любо. Выдавали Душу замуж. Истопили на девичник баню, и пошли девки с невестой мыться, а анчутки — им своя забота, они тут как тут, и ну бесить девок. Девки-то из бани нагишом в сад, и высыпали на дорогу и давай беситься: которая пляшет да поет что есть голосу невесть что, которые друг на дружке верхом ездят, и визжат, и хихикают по-меринячьи. Едва смирили. Пришлось отпаивать парным молоком с медом. Думали, что девки белены объелись, смотрели — нигде не нашли. А это они, эти анчутки ягатые, нащекотали усы девкам!» А. Ремизов
От влияния анчутки избавляют путём отпаивания парным молоком с мёдом в течение целой недели.
Беспятый поселяется чаще всего в домах, построенных на месте захоронения самоубийцы, висельника или неотпетого покойника. Может приходить на зов, если его имя поминают. «В бане видел чертей, банных анчуток, кикиморами что прозываются» (Симб.); «Штоб тебя анчутка стрескал, ишь как напужал!» (Дон.); «Пойди-ка ночью в лес, там тебя анчутка схватит» (Тульск.); «Не ругайся на ночь, анчутка приснится» (Тульск.); «Допился до анчутков» (Ряз.). М. Власова «Новая Абевега»
Если анчутка поселяется в бане, и его присутствие там не в первый раз замечают, хозяевам приходится полностью уничтожать строение и сравнивать его с землёй. Вновь возвести постройку можно лишь через некоторое время, используя в строительстве только свежеприготовленные брёвна. Если так не сделать, то в семье ежегодно будет кто-то умирать.

Так что следим за речевой и личной гигиеной, чтобы не встречаться с этим чёртом.

Использованная литература:
1. В.В. Адамчик «Словарь славянской мифологии»
2. К. Королёв «Энциклопедия сверхъестественных существ»
3. В. Артемов «Славянская энциклопедия»
4. М. Власова «Новая Абевега русских суеверий»

Использованные картинки:
1. Блог-портфолио Инессы Кирьяновой
2. Анчутка
3. Анчутка

@темы: Нечисть, Беспятый, Беспалый, Анчутка